Все упражнения с детьми для губ языка выполняйте перед
зеркалом, чтобы ваше лицо и лицо вашего ребенка были хорошо видны.
Упражнения выполняйте четко, не спеша, повторяя каждое 5-6 раз.
Занимайтесь ежедневно, а в выходные дни не менее 2-х раз в день.
При появлении нового звука не спешите говорить слова и предложения с этим звуком, так как трудность произношения нового звука может привести к его потере.
Восстановить звук труднее, чем
поставить новый.
Новые звуки вводятся в речь
постепенно:
ЗВУК-
СЛОГ-
СЛОВО-
ПРЕДЛОЖЕНИЕ.
Переход от одной ступени к другой
Дозирует логопед.
Помните, что правильная речь имеет огромное значение для ребенка. Она во многом обеспечивает его нормальное психическое развитие.
Неясная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с другими детьми и не редко накладывает тяжелый отпечаток на его характер.
Нечеткая речь ребенка нарушает его связь с окружающим миром.
В семье ребенка понимают с полу слова и он не испытывает не удобства. Постепенно расширяется его связь с окружающим миром и он чувствует, что речь его несовершенна. Воспитание у детей чистой речи - задача большой и серьезной значимости.
Часто при наличии правильного произношения звуков речь ребенка кажется неотчетливой. Во время быстрой речи дети захлебываются, глотают окончания слов и фраз, между фразами не делают пауз.
Особое требование к членам семьи – никогда не говорить с детьми и при детях
С К О Р О Г О В О Р К О Й !
Артикуляционная гимнастика.
Гимнастику нужно выполнять каждый день!
Бегемотик
Давай покажем как бегемотик открывает ротик широко-широко.
Открой рот как можно шире и удерживай на счет от одного до пяти, потом закрой ротик, бегемотик отдыхает. Повторить упражнение три-четыре раза. Важно, чтобы язык спокойно лежал внизу рта, упираясь кончиком в нижние зубы.
Лягушка и слоник
Давай будем превращаться то в слоника, то в лягушку. На счет «раз», улыбнись широко, покажи сомкнутые зубки и удерживай губы в улыбке. На счет «два» вытягивай сомкнутые губки вперед и удерживай их в таком положении. Чередуй движения «лягушка – слоник» пять-шесть раз.
Змея
Давай изобразим змею. Улыбнись, открой рот, сильно высуни язычок изо рта и спрячь (рот не закрывать). Повторить три-четыре раза.
Часики
Давай покажем, как работают часики: улыбнись, открой рот, тяни язычок попеременно то к левому углу, то к правому. Повтори пять-шесть раз.
Месим тесто
Давай покажем, как готовят тесто для блинов и пирогов: улыбнись, открой рот и покусай язычок зубами: та-та-та…., потом похлопай язычок губами: пя-пя-пя……
Блинчики
Давай покажем, какие бывают блинчики. Улыбнись, открой рот, положи широкий язык на нижнюю губу и удерживай его неподвижно (расслабленно) под счет взрослого от одного до пяти-десяти.
Чистим зубки
Давай покажем как мы язычком чистим зубки. Улыбнись, открой рот, кончиком языка «сильно чистим» - водим язычком за нижними зубами (влево, вправо) семь-восемь раз.
Теперь почистим за верхними зубами. Не спеши. Чисти под счет взрослого.
Киска сердится
Давай покажем, как сердится киска и выгибает спинку. Улыбнись, открой рот, кончик языка упри за нижние зубки, спинку (язычка) выгни вперед. А боковые края языка прижми к верхним коренным зубам. Удерживай язык в таком положении под счет до восьми-десяти.
Погладим киску
Покажи, как сердилась киска, прижми язык верхними зубами и «почеши» его спинку, от корня языка к кончику. Повтори движение пять-шесть раз.
Лошадка
Изобрази, как лошадка стучит копытами: улыбнись, открой рот, щелкай язычком громко и энергично. Стараемся, чтобы нижняя челюсть была неподвижна, прыгает только язычок.
Парус
Покажи, какой бывает парус. Улыбнись, широко открой рот, язык подними вверх и кончик прижми к верхним «бугоркам» за верхними зубами. Удерживай язык в таком положении на счет восемь-десять. Повтори два раза.
Маляр
Покажи, как маляр красит крышу. Улыбнись, открой рот, язык подними вверх и кончиком языка проводи по верхнему небу от верхних зубов к горлышку и обратно. Выполняй медленно, под счет до восьми. Повтори два-три раза.
Качели
Давай покачаем язычок на качелях: улыбнись, открой рот, на счет «раз» опусти кончик языка за нижние зубы, на счет «два» подними язычок за верхние зубы. Повтори пять-шесть раз.
Вкусное варенье
Представь, что ты ешь варенье и перепачкал губы вареньем, теперь нужно слизать с верхней губы варенье. При этом пот приоткрыт и находится в улыбке. Старайся не поддерживать язык нижней губой.
Чашка
Давай превратим язычок в чашку. Улыбнись, открой рот, высуни язык вперед и тяни его к носу, старайся, чтобы бока языка были подняты, не поддерживай его верхней губой. Удерживай язычок в таком положении под счет до пяти-десяти. Повтори три-четыре раза.
Грибок
Давай сделаем «грибок». Улыбнись, открой рот, приклей (присоси) язык к небу, удерживай язык в таком положении на счет до пяти-десяти (рот все время широко открыт). Если грибок не получится, щелкай медленно язычком, как лошадка, почувствуй, как язычок присасывается к верхнему небу.
Дятел
Давай изобразим, как дятел стучит клювом по дереву. Улыбнись, широко открой рот, подними язык вверх. Кончиком языка с силой ударяй по бугоркам за верхними зубами: д-д-д-д-д-д….. Старайся стучать сильно, следи, чтобы работал только кончик языка. Не закрывай рот. Стучи 20-25 секунд.
(после того, как освоил движение): а теперь постучи так: д-д-д-д-Д-д-д-Д-д-д-Д-д-д-д-д. Выделенный звук произноси как можно энергичнее.
Комарик
Ты слышал, как звенит комарик? Давай попробуем изобразить комарика: улыбнись, широко открой рот, подними язык вверх и упри его в верхние бугорки за верхними зубами. Произноси ДЖЖЖЖЖ энергично и протяжно, в течение 10-15 секунд. Повтори 5-6 раз.
Машина (заведем мотор)
Давай заведем машину: улыбнись, широко открой рот, подними язык вверх и с силой ударяй кончиком языка по бугоркам за верхними зубами, произноси: ДЫН-ДЫН-ДЫН-ДЫН… Повторяй медленно, но энергично, затем все быстрее в течение 10-15 секунд. Повтори 5-6 раз.
Сдуй снежинку
Чтобы хорошо произносить звуки, нужно правильное речевое дыхание. Вдох только носом и сильный выдох ртом. Давай потренируемся. Улыбнись, немного высуни язык и положи его на нижнюю губу. Сделай вдох через нос и , как бы произнося долго Ф-Ф-Ф-Ф, сдуй ватный шарик-снежинку с ладони. Повтори три-четыре раза, следя, чтобы не надувались щеки (главное, чтобы ребенок произносил звук похожий на Ф-Ф-Ф-Ф, а не Х-Х-Х, воздушная струя должна быть узкая, а не рассеянная)
Поделиться с друзьями: