+7 (911) 238-46-48
Санкт-Петербург, Светлановский пр., д.109, к.4, Лит.А
с 9:00 до 13:00

Полезные советы

Дизартрия возникает в результате органического поражения централь­ной нервной системы, головного мозга во внутриутробном или раннем пе­риоде развития ребенка и проявляется в нарушении произносительной сто­роны речи, обусловленном повреждением речедвигательных механизмов центральной нервной системы.

Основными клиническими признаками дизартрии являются наруше­ние мышечного тонуса в речевой мускулатуре, ограниченная возмож­ность произвольных артикуляционных движений из-за парезов или пара­личей, нарушение голосообразования и дыхания. Основными показате­лями при диагностике дизартрии по степени поражения являются мимика, дыхание, голосообразование, рефлекторные движения языка, произвольные движения языком и губами, гиперкинезы (насильственные движения), синкинезии (сопутствующие движения), звукопроизношение.

Речевое развитие детей с дизартрией протекает своеобразно. Дети-ди-зартрики поздно начинают говорить, поэтому они имеют ограниченный речевой опыт. Грубые нарушения звукопроизношения приводят к недо­статочному накоплению активного словаря и отклонениям в формирова­нии и развитии грамматического строя речи. Активный и пассивный сло­варный запас этих детей значительно различаются по объему. Пассивный словарь шире активного, но из-за трудностей произношения дети не могут использовать в активной речи многие известные им слова. В грам­матическом строе речи дизартриков можно выделить такую специфиче­скую ошибку, как пропуск предлогов («кига езыт тое» — «книга лежит на столе»), что также связано с трудностями произношения многих звуков.

В физическом статусе детей-дизартриков отмечаются общая физи­ческая слабость, маленький рост, узкая грудная клетка, двигательная недостаточность, проявляющаяся в нарушениях равновесия и координа­ции движений. В вегетативной нервной системе изменения проявляются в потливости верхних и нижних конечностей, повышенном слюноотде­лении и слюнотечении.

В психологическом статусе возможны нарушения эмоционально-волевой сферы, которые проявляются в пугливости, повы­шенной возбудимости ребенка, чрезмер­ной чувствительности ко всем раздражите­лям или наоборот в вялости, пассивности, безынициативности, двигательной затор­моженности. Для дизартриков характерны повышенная утомляемость, низкая рабо­тоспособность, неустойчивое, рассеянное внимание, трудности в переключении, ос­лабленная память, низкий интеллектуаль­но-познавательный уровень.

Жил жираф, жир жевал. У резвого леопарда прыжок – три ярда.  У умного научишься, у глупого разучишься. Мыши с шалью шалят. На льдине спит тюлень, он ленится весь день. Шепчет тише - "Что не спишь?"  Валерий с Ларисой ушли за кулисы. Стрекоза застрекотала стрекотом и стремглав дала стрекача.

Эта игра служит для того, чтобы ребёнок умел употреблять существительные множественного числа родительного падежа. Маслёнок – много маслят. Лисичка – много. лисичек. Моховик – много моховиков. Подосиновик – много подосиновик.

 

Общее недоразвитие речи

Общее недоразвитие речи (OHР) — это сложные речевые расстройст­ва, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речи, касающихся и звуковой, и смысловой сторон, при нормальном слухе и интеллекте.

Речевая недостаточность при ОНР неоднородна: от полного отсутст­вия речи до развернутой фразовой речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития.

Принято выделять четыре уровня речевого развития при ОПР. При I уровне речевые средства ограничены, активный словарь практически не сформирован и состоит из звукоподражаний и звукокомплексов («ись» — «киска», «ака» — «собака», «нини» — «штаны»). В активной речи могут быть фразы из двух лепетных слов, не оформленные грамма­тически («Ись иди» — «Киска сидит»). Характерна также и многознач­ность употребляемых слов («ись»: «киска», «мишка», «мышка»). При этом возможна замена наименования предметов названиями действий и наоборот. Например, слово «пи» (часть глагола «пить») может обозначать чашку, воду, сок, молоко. А слово «дей» («дверь») — глаголы «открыть», «закрыть». Широко используя жесты и мимику, дети с первым уровнем развития речи при ОНР понимают обращенную речь в хорошо знакомой ситуации. Произношение большинства звуков у ребенка с первым уров­нем развития речи нарушено, многие из них искажаются, смягчаются, опускаются и т. п.

При переходе ко II уровню речевая активность ребенка возрастает. Если у детей с первым уровнем речевого развития преобладают двуслож­ные слова, то ребенок со вторым уровнем может использовать трех- и даже четырехсложные слова («асина» — «машина», «Нбуаська» — «Чебу­рашка»). При этом следует отметить грубое нарушение слоговой струк­туры и звуконаполняемости слов («итоти» — «цветочки», «какоки» — «колготки»). Активная речь состоит из простых предложений из двух, трех, четырех слов («Азя тоит а тое» — «Ваза стоит на столе»). Отмеча­ются грубые ошибки в использовании грамматических конструкций: пропуск предлогов, отсутствие согласования прилагательных с существительных, смешение падежных форм («Ем оська» - «Ем ложкой»). У детей со вторым уровнем речевого развития при ОНР значительно развивается понимание обращенной речи. Фонетическая сторона харак­теризуется многочисленными искажениями звуков. Отмечаются дефек­ты озвончения, смягчения, нарушения произношения свистящих ([с], [с’], [з], [з’], ful), шипящих ([ш], [ж]), сонорных ([р], [р’], [л], [л’|) и других звуков.

III уровень речевого развития при ОНР характеризуется наличием раз­вернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Дети используют распростра­ненные предложения, пытаются употреблять сложносочиненные и сложноподчиненные конструкции. Словарь таких детей включает все части речи. Наблюдается неточное употребление многих лексических значений («кружка» — «чашка», «стакан»; «штаны» — «брюки», «шорты»). Появляются первые навыки словообразования («стол» ~ «столик», «шел» — «пришел»), но дети не могут производить прилага­тельные от существительных («сок из яблок» — «яблочный», «крыша из соломы» — «соломенная»), образовывать глаголы с тонкими смысловы­ми оттенками действий приставочным способом («красил» — «покра­сил», «выкрасил»). Недостатки произношения выражаются в смешении, замене и искажении звуков, причем замены могут быть нестойкими.

У детей с IV уровнем речевого развития нет грубых нарушений звукопроизношения, а имеет место лишь недостаточно четкое различение зву­ков в речи. Эти дети допускают перестановки слогов и звуков, сокраще­ния согласных при их стечении, замены и пропуски слогов в речевом потоке. У [{их недостаточно внятная дикция, вялая артикуляция, «каша во рту».

Лексические ошибки проявляются в замене слов, близких по значе­нию («Мальчик чистит метлой двор» — вместо «Мальчик подметает мет­лой двор»), в смешении признаков («большой дом» вместо «высокий дом»). В грамматическом оформлении речи детей данной категории отме­чаются ошибки в употреблении существительных родительного и вини­тельного падежей множественного числа («Дети увидели Медведев, воро­нов»). Имеют место нарушения согласования прилагательных с сущест­вительными («Я раскрашиваю шарик красным фломастером и красным ручком»). Но все ошибки детей, которых можно отнести к ГУ уровню ре­чевого развития при ПНР, встречаются в незначительных количествах и носят непостоянный характер. Причем если предложить детям сравнить верный и неверный ответы, то ими будет сделан правильный выбор.

 

Если ребенок плохо говорит...

В последние годы педиатры, неврологи, логопеды отмечают неуклон­ный рост речевой патологии у детей дошкольного возраста. Появляется все меньше малышей, речь которых развивается без серьезных отклоне­ний от нормы. Родители спрашивают себя: «Почему это происходит?»

Однозначно ответить на этот вопрос сложно. Причины следует искать и в постоянно ухудшающейся экологической обстановке, и в том, что, уже будучи беременной, будущая мама зачастую не готова к материнству, а беременность, роды и период новорожденное™ малыша проходят не без осложнений. К тому же с великим сожалением можно отметить, что все меньше родителей уделяет должное внимание речевому развитию своих детей.

Не слушайте знакомых и даже врачей, которые будут убеждать Вас в том, что если ребенок не заговорил до двух лет, то сделает это в три года. Да, проявление индивидуальных темпов развития речи возможно. Есть дети, которые молчат до трех лет, а потом начинают говорить много, правильно произносят все звуки, а их связная речь развивается стреми­тельно. Но количество таких малышей крайне невелико, а процент слу­чаев речевой патологии разной степени выраженности неуклонно растет. Возможно, кто-то будет успокаивать Вас тем, что многие известные люди картавили и шепелявили. Но далеко не все дети с подобными дефектами речи становятся успешными людьми, и часто именно речевые проблемы являются причиной их неудач.

Поэтому, если ребенок не говорит ни в год, ни в полтора, ни в два года и особенно если в течении беременности матери, родов и раннего развития малыша отмечались некоторые отклонения, не теряйте време­ни, обратитесь к неврологу, логопеду, детскому психологу. Чем раньше Вы выявите причину этой проблемы, тем скорее будет найден выход из нее. Не отказывайтесь от направления на различные исследования, не отвергайте лекарства, которые может назначить ребенку невропато­лог. Прочитав аннотацию к препаратам груп­пы ноотропов, которые иногда назначают детям с речевой патологией, родители отка­зываются от лечения, не задумываясь о том-, что это может привести к направлению ре­бенка в речевую школу, потому что в обычном образовательном учреждении неговорящий малыш учиться не сможет. Не теряйте вре­мени! И не отчаивайтесь, даже когда диагноз уже поставлен и пугает Вас.